УПРАВЛЕНИЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА РАЗЪЯСНЯЕТ
В связи с поступившими от предпринимателей вопросами Управление Роспотребнадзора сообщает.
В соответствии с пунктом 6 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322) Роспотребнадзор вправе давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы. Аналогичное право закреплено и в части 6 статьи 40 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».
Руководствуясь положением о службе и действующим законодательством предоставляем ответы на поставленные предпринимателями вопросы:
Возможен ли возврат (обмен) табачной продукции надлежащего качества по новым правилам продажи товаров?
На основании статьи 25 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" потребитель вправе требовать обмена товара надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Обязательным условием такого обмена является сохранение товарного вида – товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. Требования по обмену потребитель вправе предъявлять только в отношении непродовольственного товара.
Ограничения по обмену непродовольственного товара установлены в Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463.
В указанный Перечень табачная продукция не входит.
Кроме того, понятие продовольственных товаров закреплено в статье 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". К такой продукции законодатель относит продукты, в том числе продукты растительного происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу.
В свою очередь пункт 4 Технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 г. N 107, к табачной продукции относит продукты, изготовленные из табачного листа и (или) других частей табачного растения в качестве сырья, приготовленный таким образом, чтобы использовать его для курения. На основании пункта 21 ТР ТС 035/2014 информация, нанесенная на потребительскую упаковку табачной продукции, не должна содержать сведений, которые создают ассоциации табачного изделия с пищевым продуктом.
В силу изложенного табачную продукцию нельзя отнести и к продовольственному товару.
Учитывая изложенное, ограничений в обмене табачной продукции надлежащего качества в настоящее время не установлено.
В какие сроки необходимо дать ответы на претензии потребителей?
Пунктом 5 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463, введена обязанность продавца направить потребителю ответ в отношении заявленных требований.
В свою очередь право на предъявление отдельных требований закреплено за потребителем в соответствующих статьях Закона РФ «О защите прав потребителей». Ответ на претензию потребителя должен быть дан в сроки, установленные статьями названного Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Например, по требованию о возврате денежных средств за товар ненадлежащего качества ответ на претензию потребителя должен быть дан в 10-дневный срок (статья 22 Закона РФ «О защите прав потребителей»).