Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН
города Челябинска

сайт администрации района

454091, г. Челябинск, ул. Коммуны, 89 +7 (351) 263 41 23 admcentr@cheladmin.ru

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ

#

АДМИНИСТРАЦИЯ Центрального района
города Челябинск

2 Апреля 2022

Встреча, посвященная Русско-японской войне

Тяжёлое хмурое утро,
Киль режет морскую волну,
И берег, прощаясь как будто,
Людей провожал на войну…
…Из вечности выдернет память
Залив и огни Чемульпо,
Чтоб в вечную славу прославить,
Что выдержать нам суждено…
Варяг 27 января 1904 г.
Галкин Ю.А.

Весна 2022 года. Школа №147. Учебный класс. Дети в белых нарядных матросках. Под руководством Глеба Денисовича Фомина, молодого учителя истории, руководителя школьного музея ВМФ, они отлично подготовились к встрече гостей и не ударили в грязь лицом. Всё прошло очень достойно.
«Япония – соседнее с нами государство, отношения с ней играют важную роль во внешней политике России,- сказал, открывая встречу, Г.Д.Фомин. - Тема Русско-японской войны 1904-1905 годов актуальна по сегодняшний день. О ней часто вспоминают российские и японские дипломаты, когда речь заходит о принадлежности Курильских островов.
Гостями события, посвященного этой военной странице в нашей истории, были: председатель Совета ветеранов Центрального района Александр Павлович Блинов и ветераны военно-морской службы: председатель Морского собрания капитан 3 ранга Казанцев Валерий Георгиевич, секретарь Морского собрания Алексеев Сергей Владимирович, капитан 1 ранга Дудин Александр Алексеевич и старшина 1 статьи Асфар Асфарович Мусаев.
Встреча состояла из трёх частей и проходила на разных площадках. Сначала в классе на Арт-конференции школьники 5-6-х классов успешно защитили свои работы по разным темам, в которых, надо признаться, и взрослые-то далеко не все хорошо разбираются. «Причины русско-японской войны», - в вопросах экспансии, интервенции отлично разобрался пятиклассник Постовалов Глеб, который дал анализ предпосылок конфликта на Дальнем Востоке. Главные сражения этой войны – тема выступления Александра Сафонова из 6 «Б» класса. Он блестяще справился с освещением вопросов героической обороны Порт-Артура, Мукденской битвы и Цусимского сражения. О Портсмутском мире августа 1905 года поведал Шамсутдинов Тимур. Герои Русско–японской войны восхитили зрителей и покорили их воображение по рассказу Арины Хромовой о подвигах Степана Макарова, Всеволода Руднева, Василия Зверева, Романа Кондратенко, о Василии Рябове, первом лоцмане российского флота. О последствиях войны для империи и её связи с последующей революцией рассказал Алексей Немчинов. Итоги русско-японской войны Г.Д.Фомин подвёл вместе с учителем истории В.В.Казанецких. Вопрос том, как хранится сегодня в нашей стране память о войне, о её героях (фильмы, скульптуры, литература, памятники…) изучала и освещала Юлиана Гаврилюк.
Затаив дыхание вслушивались дети и взрослые в проникновенные слова «Вальса на сопках Манчжурии», запись в исполнении Олега Погудина в сопровождении струнного оркестра.
О своих впечатлениях от посещения Порт-Артура, ныне г. Далянь, КНР (от словосочетания «посёлок Дальний», Россия), поделился капитан I ранга Казанцев В.Г.: «Меня поразило отношение китайцев к мемориалу памяти: они так бережно, так заботливо хранят его, содержат в идеальном состоянии, чистота вокруг идеальная, всё очень красиво. Приветствовал принимающий нас гостеприимный китаец по-русски: Здравствуйте. Хорошая погода…». От него же мы узнали, что жители Даляна с восхищением говорят о русских моряках (это я и сама могу подтвердить, доводилось работать в тех краях). И в Великую Отечественную войну они всегда были на высоте, и на русско-японской войне. Гарнизон в 16 000 человек был атакован более чем 100 000-ным противником. Держались мужественно и неимоверно долго. А когда все погибли, японский начальник, не скрывая восхищения, сказал: «Если б наши воины умели так защищать Родину, мы были бы непобедимы».Ветераны морей и океанов много интересного рассказали ребятам; один пример - сегодня наши подводные лодки технически находятся и оцениваются на самом высоком уровне. «Чёрная дыра» называют их американцы, и определить их геолокацию просто невозможно. А наша подводная лодка, давным-давно совершившая кругосветное путешествие, является единственной в мире. Её подвиг никто не смог повторить.
Память о наших моряках, их подвигах и славе свято чтят и передают в рассказах и легендах в школе №138 члены музейного объединения «Парус». Со знанием дела провела для меня обзорную экскурсию Маргарита Хасанова из 6 «Б». Впрочем, она скромно сказала, что экскурсию может провести любой здесь ученик школы, который, как и она, даже не является членом группы экскурсоводов. Она удивляла меня бесконечно, хорошо владея специальной терминологией. Мы рассматривали и макеты кораблей подводных лодок; и униформу моряков, повседневную и парадную; и морские пистолеты, приборы, кинжалы, транспортиры, компасы и даже настоящий огромный якорь в натуральную величину! А ещё – награды музея; экспонаты, созданные школьниками; картины с морской тематикой, книги по военно-морскому делу, флаги. Вот на витрине поистине исторический экземпляр газеты «Петербургские ведомости» издания 07.04.1896 года. Здесь же семь орденов и медалей и 19 ценнейших документов, говорящих о военных и других заслугах Зои Степановны Ивановой, в том числе её краснофлотская орденская книжка, военный и комсомольский билеты. А в центре всего этого музейного великолепия на стене - большой портрет В.П.Макеева, руководителя Уральского ракетного центра. А в середине комнаты – огромный стол, где собираются мальчишки и девчонки для обсуждения своих очередных дел. Музей не покрыт пылью долгих лет, он живёт, он дышит, строит планы и воплощает их в жизнь.
Так воплотил он в жизнь, вместе со своей командой, конечно, и «Морской бой», который состоялся в актовом зале во второй части праздника. Строгие и совсем не рядовые моряки-члены жюри по достоинству и справедливости оценили битву двух экипажей «Чайка» и «Нахимов». Зрители видели бой на большом экране на сцене. Повезло, попали: «Ура!» Не повезло, сложная попалась задача – а получи дополнительное задание (!!!), как лишний круг в биатлоне. К примеру, знаете ли вы, за что молодой Фёдор Ушаков был награждён орденом Святого Владимира IV степени? За блестящую подготовку команды? За новшества в ведении морского боя? Ни за что не догадаетесь – за спасение команды от чумы! И вы, наверно, как и я, удивитесь, узнав о том, какой аксессуар, какая деталь гардероба позволяла «большим людям»: Людовику IV, Екатерине Медичи, Марии Тюдор или французским офицерам ощущать превосходство над другими? Правильный ответ – каблук. Знатоки из 147 школы расправлялись с вопросами, «как бог с черепахой».
А потом был концерт в честь Дня моряка-подводника, который в России отмечается в первом месяце весны. Так, Алексей Немчинов и Максим Калабин обыграли стихотворение «Мы, ребята, любим море». Шестиклассник Сударских Мирослав, представил своё собственное стихотворение, которое посвятил прадеду-ветерану. Песню «Катюша» подпевали артистам все. Праздник удался! Впереди новые интересные дела и заботы.

Нонна Старкова, Совет ветеранов Центрального района
Фото автора

Назад